?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Спешу поделиться ценным грузом - восторгом от посещения Павлопосадской мануфактуры.


1. Павлопосадские контрасты.
</p>

2. Сразу видно - организация серьезная.

3. Всякий платок начинается с рисунка. 10 живых теплокровных художников круглый год трудятся над новыми узорами.
Материалы - ватман, карандаши, краски.
Производительность - до 6 узоров в год. В тираж пойдут 2-3 в лучшем случае. Отбор очень жесткий.
Надо еще понимать, что технология изготовления платков подразумевает "печать в несколько проходов". За один проход - один цвет.
Конкретно этот узор использует 8 цветов.
Поэтому и художник нужен специальный - тот, кто видит не просто свой узор, но именно реалистичность воплощения с учетом технологии.

4. А это пример совсем древней технологии - по сути это штамп, который еще нужно 4 раза обмакнуть в краску и придавить к ткани платка. Штамп деревянный, тяжеленный. А смещения допустить никак нельзя. Из знакомого "гражданского" примера - поклейка обоев.
Для кажого цвета - свой "штамп". Прикладывать надо 4 раза. 8 цветов - 32 прикладывания. И без права на ошибку-смещение. Иначе - брак.

5. Рабочее место художника.

6. Примеры набивных досок. "Манера" - вырезана из дерева, служит для больших заполнений красками. "Цветка" - из метала, для более тонких, ажурных линий.

7. Нынче практика такова. По размеру платка изготавливается полноразмерная матрица. На каждый цвет своя. Там, где краска должна пройти сквозь матрицу - имеются отверстия. Где рисунок не нужен - отверстия затворены лаком.

8. "Цветка"

9. Павлопосадская платочная мануфактура происходит из предприятия Лабзина и Грязнова. Одного из десятков дореволюционных мануфактурных производств платков.

10.

11. Поскольку платки имеют художественную ценность на предприятии организован учет платков всех известных узоров и цветовых палитр.

12. Хранятся архивные платки самым банальным образом - в шкафу. Подальше от солнечных лучей.
Для борьбы с молью раз в год каждый платок вымораживается.

13. Война - войной, обед - по расписанию.

14. Лестница в ткацкий цех. Продукт путиловского завода. Возрастом - более ста лет. Сносу ей нет.

15. Уютнейший уголок - перед входом непосредственно в цех.

16. Павлопосадские платки - исключительно шерстяные или шелковые. Никаких смесей - это уже удел подделок. Шелк закупается высококачественный в Китае. А шерстяное полотно ткут тут. Из шерсти отечественных мериносов.
В цеху грохот, вибрации и шерстяная пыль. Но настроение самое восторженное - из нитки рождается ткань. Залюбуешься!

17.

18. Мегамиксер колоров. Сколько бочек какого цвета нужно очередной смене? Из крупицы красителя (цена на вес - дороже золота!) варится краска.

19. Одна из печатных машин. В ряд расположено 14 матриц, под которыми протягивается шерстяное полотно. Задача - прецизионная! Настройка - вручную.

20. Никаких смещений при печати быть не должно.

21. Одна из матриц.

22. Еще одна

23. А вот здесь вручную проверяют качество матриц. На бумаге. Конкретно на этом листе "отпечатаны" - "контур" и "розовый".

24. Полюбуйтесь матрицей на просвет.


25. Похоже это кашне.

26. Для высокого качества и точности рисунка материал матрицы должен быть натянут на раму с невероятным усилием. Именно здесь это и делают.

27. Матрицы по слоям. Наглядно.

28. Вот так вот. Маркером на телеге с матрицами. С небольшой ошибкой. Латынь. "Это было суждено".


29. Вручную наносится лак на отверстия, через которые не должа пройти краска.


30.


31. А это уже работа колористов. По эскизу художника, по предложенной палитре цветов, колорист должен подобрать тот краситель, изготовленная из которого краска, после всех технологических процессов печати, запекания и проч. даст именно тот цвет, который задумал художник.


32. Цветопробы.

33.

34. Еще одна машина. Тут холст неподвижен. По нему перемещается "каретка" с одной матрицей и последовательно печатает слои. После чего матрица вручную заменяется, заливается соответствующим цветом.

35. Вот так это выглядит.

36.

37. Круглый день смотреть на мелькающую перед глазами узорами ткань. Вовремя увидеть брак. непростая работа.

38. Цех окончательной обработки. Лента нарезается на платки. Обрабатывается кромка. Платок утюжится. На него наплетается "бахрома". Вручную.


39. При хорошем настроении на один платок сеточка с бахромой плетутся 2 часа.

40.

41. Отдел сбыта. Буйство красок.


42. Невероятный ассортимент.


43. На всякий вкус.

44. Та самая "двухчасовая" сеточка.

45. Имя рисунку дает художник. Это его заслуженное право.


46. У меня язык не поворачивается назвать это "старомодным".


47. Уютно-тепло-ламповая курилка.

Огромное спасибо тем замечательным людям, которые сохранили производство, поистине народно-художественный промысел. Историю моей страны, моего края. При этом продукт производится востребованный и конкурентноспособный. Об этом говорят и фирменные магазины по всей стране. И современный интернет магазин.
http://platki.ru
В планах - открытие гостиничного комплекса и музея, доступного широкому кругу интересующихся. История мануфактуры, как до революции, так и в советское время, и в настоящем полна удивительных и непростых событий и поворотов. Полное ознакомление с технологией производства у нас занало почти 5 часов и это было невероятно интересно.
Особенно отмечу - фактически производственный процесс мало отличается от технологий середины прошлого века. Краска по матрице раскатывается не вручную. Это да. Но весь художественный процесс создания платка - рукотворное чудо.

Latest Month

October 2015
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow